Молодежная Палитра >
ЗВУК И ОБРАЗ 2005 год
palitra. ab. ru  
выставочные проекты >
>> Открытый фестиваль популярных тенденций молодежной культуры  

 

А заете ли Вы, что...

  • Н. А. Римский -Корсаков обладал "цветным" слухом? Каждая из 24-х тональностей ассоциировалась у него с определенным цветом: До мажор - белый, Соль мажор - золотистый, Ля мажор - розовый, Ми мажор - синий, Фа мажор - зеленый, Ля-бемоль мажор - серовато-фиолетовый.
  • А.Н. Скрябин еще на заре ХХ века мечтал о комплексном воздействии звука и цвета на слушателя. В одном из своих лучших сочинений - симфонической поэме "Прометей"- кроме огромного оркестра, фортепиано и хора композитор использовал световую клавиатуру, при помощи которой зал погружался в сияние того или иного цвета.
  • М.К. Чюрленис был одновременно и живописцем, и композитором. Его называют пионером необычной "музыкальной живописи". Если музыка его богата изобразительными моментами, то в живопись он решил внести так недостающее ей, по его мнению, движение. Свои живописные полотна он объединял в циклы по принципам музыкальной композиции и давал им музыкальные названия: "Соната весны", "Соната солнца" (в 4-х частях), диптих "Прелюдия" и "Фуга". А в поэмах для симфонического оркестра - "Лес", "Море" - с помощью музыкально-изобразительных средств рисует красочные картины природы.

    Музыкальный выставочный проект

    С самого начала проект задумывался как обзор основных этапов развития западно-европейской и русской классической музыки, а также одного из музыкальных направлений XX века - джаза.

    Предполагалось проведение ряда лекций - концертов по темам:
    - музыка барокко и классицизма
    - романтизм XIX века
    - музыкальное искусство XX века - импрессионизм, неоклассицизм, творчество отечественных композиторов
    - джаз
    - клубная музыка,
    а также презентация единственного в Алтайском крае печатного издания - газеты БГМУ "Созвучие" - полно и профессионально отражающего сферу музыкальной культуры. Организаторы фестиваля обратились к студентам и преподавателям Барнаульского музыкального училища, факультета искусств Алтайского государственного университета выступить в качестве лекторов и исполнителей.

    Поскольку проект выставочно-музыкальный, для создания экспозиции предполагалось пригласить молодых художников г. Барнаула.

    В. Кандинский. Композиция II Однако, в процессе реализации проект претерпел некоторые изменения. Помимо историко-музыковедческой тематики актуальной стала тема взаимодействия художественного и музыкального искусств. Ведь искусства звука и цвета не только близки, но и дополняют друг друга. Бесконечное во времени изобразительное искусство работает с пространством, тогда как музыкальное произведение, ограниченное временем звучания, совершенно безгранично в пространстве. С другой стороны, предпосылки для такого рода синтеза лежат в области психологии восприятия человеком звука и цвета.

    Суть и краткую историю явления можно почерпнуть в статьях Музыкального энцеклопедического словаря 1990-го года издания и Большой советской энциклопедии:
    Цветной слух - общее название зрительно-слуховых ассоциаций (синестезий, соощущений). Посредствующим звеном в возникновении ассоциаций является эмоционально-смысловая оценка тембров и тональностей.

    Цветомузыка - сопровождение музыки последовательностью цветов согласно той или иной "шкале соответствий". Идеи цветомузыки выдвигались с XVIII века главным образом учеными (И. Ньютон, Л.Б. Кастель, А. Ригминтон, Ф.И. Юрьев, К Лёф). Соответствия искались на уровне механистических аналогий, например, аналогия "спектр - октава", предложенная И. Ньютон.
    Реальное воплощение идея цветомузыки нашла в XX веке, когда к ней обратились музыканты и художники. Первые конкретные художественные эксперименты в области светомузыки относятня к началу XX века: "Прометей"
    А. Скрябина (1910), "Счастливая рука" А. Шенберга(1913).
    Г.Гидони. Экслибрис При этом был осуществлен переход от цветомузыки к светомузыке (англ. - color music, нем. - Farblicht-musik), которая включает не только смену цветов, но и сложные пространственно-графические световые проекции. Их сочетание с музыкой рассматривается не как дублирование музыки, но как взаимодействие, образное единство, в связи с чем осваивались приемы слухозрительной полифонии (творчество композиторов А.Н. Скрябина, Л.Л. Сабанеева, художника В.В. Кандинского, режиссера С.М. Эйзенштейна и др.).
    В 1920-х годах в области светомузыки эксперементировали Г.И. Гидони, Л.С. Термен (СССР), немецкие группы "Bauhaus" и "Farbe-Ton-Forschungen".
    В 1950-х годах новая волна подобных экспериментов прокатилась как за рубежом (опыты Т. Уилфреда, Ф. Мелине, П. Шеффера, Я. Ксенакиса, нью-йоркского ансамбля светомузыки, фирм"Филипс" в Голландии, "Сименс" в ФРГ, "Эдмунд суйентифик Ко" в США. ), так и в СССР (конструкторское бюро "Прометей" в г. Казани, студии в г. Харькове, в московском музее им. Скрябина, ).
    Светомузыкальные эффекты применяются в рок-музыке.

    С позиции XXI века можно смело утверждать, что синтез света (цвета) и музыки вышел за рамки эксперимента, стал повседневностью, свидетельством тому могут служить эффектные музыкальные шоу, "заставки" звуковоспоризводящих компьютерных программ и т.д.

    Синестезией называется способность человека ощущать явление сразу несколькими органами чувств - например, "видеть" звуки или "чувствовать вкус" красок. Художник-синестетик, обладающий этой феноминальной способностью, всегда пытается запечатлеть ее в своих образах.

    В. Кандинский. Импровизация VIII В.В. Кандинский был именно таким художником: "Меня мало интересовали деревья или дома сами по себе, - вспоминал художник. - Накладывая на холст цветные линии и пятна, я хотел заставить предметы петь с той силой, что была известна мне одному". Когда Кандинский сравнивал живопись с музыкой и называл свои картины музыкальными терминами - "Композиция II", "Импровизация VIII" и др., - это была не просто метафора. Музыка вообще явилась одной из причин, подвигнувших Кадинского к занятиям живописью. Однажды, слушая оперу Р. Вагнера "Лоэнгрин", он вдруг, как наяву, увидел перед собой картину московского вечера. Он видел и слышал этот закат и позже описал свои переживания: "Солнце растворяется над Москвой пятном, заставляющим вибрировать струны души... Розовые, желтые, белые, голубые, фисташково-зеленые, пылающие красным дома, глубокое тремоло деревьев, тысячеголосая песня снега, аллегро голых ветвей, упругое красное крыльцо кремлевских стен, а наверху, подобно хоралу, возвышается длинная, изящная стрела колокольни Ивана Великого. Я полагаю, что написать эту симфонию было бы величайшим счастьем для любого художника" (По материалам журнала "Художественная галерея" №29, 2005)

    А. Гнилицкий. Фрагмент экспозиции Интересный ракурс взаимодействия музыкального и изобразительного искусства представлен в творчестве А.Н. Гнилицкого , создающего свои полотна методом "психической импровизации" во время звучания музыкального опуса. Погружаясь в мир эмоций от прослушиваемого, он пытается выразить их с помощью кисти и красок.

    Попытки изобразить музыку предприниамлись и художниками XIX века. Существует легенда: П.А. Федотов в конце жизни, больной, спрашивал своего денщика:
    - ...Как нарисовать музыку?
    - Не знаю, Павел Андреевич, - отвечал тот. - Трубы какие-нибудь, и солдаты идут.

    Именно на манер федотовского денщика "изображали" музыку в начале прошлого века, иллюстрируя, например, сонаты Бетховена сериями трогательных рисунков. Беспомощность такого подхода была очевидной, и вскоре наметился легко оправданный переход к отвлеченным формам.
    Вальтер Бем, Гуго Майер-Тур в Германии пишут картины на музыку Ш. Гуно, И. Брамса. Известный интерес вызвал своими изображениями музыки Ф. Шуберта, Л. Бетховена работавший в 30-х годах нашего века американский художник Д. Бельмонт.
    Тяга к "живописной музыке" становилась все более и более настойчивой также в композиторской среде: яркое свидетество этому - названия произведений.
    У Ф. Листа - "Блуждающие огни", "Серые облака" и даже несколько пьес по художникам Возрождения.
    У М.П. Мусоргского - целая галерея "картинок с выставки" и готовый поместиться в раму "Рассвет на Москва-реке"...
    У К. Дебюсси - "живописца" звуков - "Отражения в воде", "Фейерверк", "Золотые рыбки", "Лунный свет" и др. Так, наверное, мог выглядеть каталог выставки художников-импрессионистов.
    Маргарита Лонг вспоминает о его "Дельфийских танцовщицах": "Музыкальное воплощение было настолько идеальным, что казалось, мы водим пальцем по контурам фигур"... (По материалам статьи "Скрябин и Эйзенштейн" Булата Галеева, руководителя НИИ "Прометей")

    В заключении размышлений по поводу истории синтеза звука и образа предлагаем Вашему вниманию "пирамиду", выстроенную Б. Галеевым с комментариями автора:

    Удивительная симметрия открывается, если построить параллели, сопоставив искусства изобразительно-понятийные (с поэзией и литературой в начале) и искусства выразительные (во главе с музыкой):

    ПОЭЗИЯ - МУЗЫКА
    оба искусства временные,
    ЖИВОПИСЬ ("немая поэзия") - АРХИТЕКТУРА ("застывшая музыка")
    оба искусства пространственные,
    КИНЕМАТОГРАФ ("видимая поэзия") - ВИДИМАЯ МУЗЫКА
    пространственно-временные искусства,
    возможные на данном уровне техники.

    ***

    В рамках фестивального проекта "Звук и образ" в зале музея состоялось интересное мероприятие с элементами эксперимента. Детской аудитории было предложено запечатлеть она бумаге образы, рожденные в процессе восприятия музыкального произведения. Безусловно, название пьесы ("Сирень" С. В. Рахманинова) оставалось в тайне.

    Каково же было наше удивление, когда мы увидели результат: практически все ребята для своих рисунков выбрали красный и зеленый цвета. Изображенные на них образы вызывают ярко выраженные эмоции радости, тепла (деревья с пышной кроной, цветы, солечные пейзажи...).

     
    Фото -  Н. Паньшиной
    Фото - Н. Паньшиной
    Фото - Н. Паньшиной
    Фото - Н. Паньшиной

    В результате проведенного мероприятия стало очевидным, что эмоции, вызванные музыкой рождают конкретные звуко-цветовые ассоциации (не исключаем и момент коллективного творчества, так как ребята имели возможность общения между собой). Изложенные выше факты позволяют сделать предположение, что способность "цветного слуха" заложена в самой природе человеческого восприятия. Таким образом, факт возникновения и история развития цвето-свето-музыки является реализацией определенных психических особенностей человека.

    ***

    Оформление CD Оформление CD Специально для этого фестивального проекта группа Кирби предоставила CD с записями собственной музыки. Это первая в г. Барнауле электронная индустриальная группа, идейным вдохновителем и лидером которой является Денис Фоменко.
    Надо отметить, что оформляя диски, Кирби стремятся передать в визуальных образах настроение своих композиций.
    Подробнее о группе можно почитать на страничке участников проекта, а познакомится поближе - на сайте "Кирби".

    ***

    Одним из ярких мероприятий проекта стала встреча с молодыми композиторами г. Барнаула: Ольгой Глотовой и Алексеем Сергуниным.

    участники проекта "Звук и образ" 2005 года (>> см. подробнее)

  •  

    Официальный сайт ГХМАК

    © 2005 Государственный художественный музей Алтайского края
    Использование материалов разрешено только со ссылкой на сайт